Автомобили марки ЗАЗ никогда не были предметом роскоши. Они
предназначались для малообеспеченных покупателей. В первые годы
"оттепели" Совмин принял решение освоить в СССР выпуск микролитражного
автомобиля более дешевого, чем "Москвич-401". Из нескольких проектов
выбрали самый грамотный и зрелый, разработанный на МЗМА (нынешний АО
"Москвич").
Конструкторы завода не стали изобретать велосипед, а умело
использовали решения, проверенные фирмами ФИАТ, "Фольксваген" и БМВ. В
основу первого "Запорожца" легли конструктивные особенности и форма
итальянского ФИАТа-600 (FIAT). 3A3-965 имел несущий двухдверный
4-местный кузов, задний V-образный двигатель воздушного охлаждения,
независимую подвеску всех колес, отлитые из магниевого сплава картеры
двигателя и коробки передач.
Однако на самом МЗМА не было свободных площадей для производства
новой машины. Поэтому ее выпуск решили осваивать в Запорожье на заводе
сельхозтехники "Коммунар". 18 июня 1959 года вышел опытный образец
автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец", а в октябре 1960 года начался его
серийный выпуск.
В лице "Запорожца" потребитель получил хоть и маленький, но
полноценный автомобиль с четырехцилиндровым двигателем, четырехместным
салоном, 13-дюймовыми колесами и почти традиционной формой кузова.
Заднее расположение и воздушное охлаждение двигателя, независимая
подвеска всех колес, типичные для европейских малолитражек, советским
автомобилистам казались непривычными. За восемь с половиной лет ЗАЗ-965
не раз модернизировали. Стал мощнее двигатель, менялись вентиляция
моторного отсека и электрооборудование, задний капот и панель передка.
Без посторонней помощи на ЗАЗе разработали более вместительный
"Запорожец" второго поколения ЗАЗ-966. Автомобиль ЗАЗ-966 "Запорожец"
выпускался с ноября 1966 года. От ЗАЗ-965А он унаследовал большинство
узлов и агрегатов: двигатель МеМЗ-966А мощностью 30 л.с., коробку
передач, подвеску. От последующих моделей его можно отличить по
блестящей декоративной решетке на передке и металлической панели
приборов.
Модификация ЗАЗ-966В отличалась двигателем мощностью 40 л.с. (1197
куб.см., степень сжатия 7,2, бензин А-76) и характеристиками
(снаряженный вес 780 кг, полный вес 1080 кг, макс.скорость 120 км/ч).
С ноября 1966 по май 1969 года ЗАЗ-965 и ЗАЗ-966 выпускали
параллельно. Эти машины могли сосуществовать и далее: спрос на ЗАЗ-965
сохранялся, но плановые органы вынудили завод снять с производства
"горбатый" "Запорожец".
ЗАЗ-966В с 40-сильным двигателем после модернизации 1972 года
получил индекс ЗАЗ-968, в том же году началось его серийное
производство. Внешние отличия от ЗАЗ-966 - фонари заднего хода,
отсутствие перемычек в воздухозаборниках и надписи "Запорожец" на
правом переднем крыле.
Производство ЗАЗ-968А началось в конце 1974 года. Его отличали:
декоративный элемент на передке, заменивший решетку, двухконтурная
тормозная система, более удобные сиденья (от ВАЗ-2101), пластиковая
панель приборов.
С 1980 по 1994 завод выпускал облагороженную версию этого автомобиля
ЗАЗ-968М. Автомобиль ЗАЗ-968М вышел на конвейер в 1979 году. Дизайн
кузова подвергся значительным изменениям - передняя панель кузова стала
выпуклой, "уши" воздухозаборников заменены на решетки, задние фонари
приобрели более современную прямоугольную форму. Хрома стало меньше, а
черного пластика - больше.
ЗАЗ-968М выпускался с тремя модификациями двигателей: МеМЗ-968Э
мощностью 40 л.с. под бензин А-76 с карбюратором К-133 - базовая
модель. МеМЗ-968ГЭ мощностью 45 л.с., отличавшийся двухкамерным
карбюратором ДААЗ-2101-20 и впускным коллектором под него. МеМЗ-968БЭ
мощностью 50 л.с. под бензин А-93, отличавшийся от МеМЗ-968ГЭ
повышенной до 8,4 степенью сжатия за счет изменения конструкции головок
цилиндров. Производство этого последнего "классического" Запорожца
прекращено 1 июля 1994 года.
Также существовала модификация ЗАЗ-968Э (экспортная), отличавшаяся
фарами, соответствующими международным нормам безопасности, лобовым
стеклом типа "триплекс", декоративной окантовкой на уплотнителях
стекол, замком зажигания с противоугонным устройством.
Выпускались и модификации с ручным управлением: ЗАЗ-968Б для людей,
лишенных обеих ног, ЗАЗ-968Б2 для водителей с одной ногой и 3A3-968P
для тех, у кого лишь одна нога и одна рука. Производство ЗАЗ-966 было
прекращено в декабре 1972 года, а его модификаций с ручным управлением
- с января 1973 года.
Конструкторы ЗАЗа потратили около 20 лет на создание
переднеприводной малолитражки. Появившаяся в 1988 году "Таврия",
несмотря на многочисленные недостатки, устраивала многих небогатых
автомобилистов.
Источник: http://xn--80akcc0bafj1d.com/ |